Butterfly Temple - это главная величина в российском фолк-металле, настолько доминирующая на родной сцене, что слушая любую славянскую фолк-металл группу невозможно не найти отголоски Butterfly Temple. The Metal Observer (Канада).
За 12 лет существования московская pagan-metal-группа Butterfly Temple из одного из сотен никому неизвестных, «подающих надежды» коллективов превратилась в безусловных лидеров «независимой» рок-сцены России, став самой продаваемой отечественной группой лидера лицензионного рынка компанией Irond Rec. На сегодняшний день по популярности Butterfly Temple уступает только колоссам российского heavy metal «Арии» и «Кипелову».
Butterfly Temple была создана весной 95-го клавишником Сергеем «Авеном» Аванесовым, гитаристом Михаилом Шматко и вокалистом Алексеем «Лесьяром» Агафоновым. Первоначально группа исполняла смесь популярного в середине 90-х doom metal с элементами black. В течение 3 последующих лет Butterfly Temple записывает ряд демо-лент, стилистика которых постепенно смещается в сторону «славянского языческого металла» — музыка отныне отталкивается от русской фольклорной традиции, вбирает в себя элементы black и doom metal, «амбиентных» клавишных; партии вокала разделяются между Ксенией («Сахарная мама»), Сергеем «Абреем» Абрамовым («Вельветовый оркестр») и основным вокалистом и автором стихов Лесьяром. В 96-м к группе присоединяются гитарист Валерий Остриков и ударник Алексей Спорышев.
В феврале 99-го BT заканчивают запись своего первого альбома «Велес», который затем издается собственными силами. «Велес» был крайне благосклонно встречен российской «металлической» публикой — вполне заслуженно, увы, относящейся к производителям отечественного «металла» с изрядной долей скепсиса. За группой — стараниями отечественной рок-прессы — утверждается титул «русского Moonspell», основанием для чего может служить разве что кавер-версия суперхита португальцев «Alma Mater».
В 2001 году группа подписывает контракт с фирмой Irond, первопроходцем отечественного «лицензионного» рынка. В том же году на Irond выходит второй альбом BT, «Колесо Чернобога», ставший поворотной точкой и семимильным шагом вперед в карьере группы. Если «Велес» был обращен к светлой стороне славянского язычества, то «Колесо Чернобога» было движением в совершенно противоположную сторону. Звучание и тематика песен стали более мрачными, более подходящими под голос Лесьяра. «Колесо Чернобога» изобиловало сложной композиционной структурой песен и множеством авангардных решений, как, например, привнесением такого экзотического для heavy metal инструмента, как труба. В этот период, с приходом басиста Александра Никулина, сформировался окончательный состав группы.
Тема для следующего, возможно, самого удачного на сегодняшний день альбома ВТ, была найдена во время экспедиции по северу Карелии. «Сны северного моря» (2002) представлял собой удачный симбиоз фолк-музыки и «языческого металла»: такие «металлические» боевики, как открывающая пластинку «Кровь выйдет из рек», чередовались находками фольклорных экспедиций, вычерпнутых из глубин народного творчества и превосходно аранжированы ВТ. Некоторые песни с этого альбома, «Солнцестояние» и заглавная «Сны северного моря», очевидно, навсегда останутся центральными номерами в репертуаре группы.
Следующий альбом группы, «Тропою крови… По воле Рода!», был представлен публике весной 2003 года в московском клубе «Авалон», при полном аншлаге. ВТ остались верны себе и вновь представили слушателям программу, радикально отличавшуюся от своего предшественника. «Тропою крови…» имел более «плотное» звучание, совмещавшее в себе стилистическую эклектику thrash и black metal с элементами «прогрессив-рока».
В сентябре 2004 года группу покидает Лесьяр, и «бремя» всех вокальных партий ложится на Абрея. После нескольких концертов в виде секстета группа решает вернуться к прежней форме: Butterfly Temple «берут на борт» вокалист Алексея «Мирона» Миронова, известного по работе в grind/death команде Eternal Sick.
19 мая 2005 года Butterfly Temple выпускают новый альбом, «Время Мары», который вновь выходит на Irond Records и по лицензии Irond на одном из крупнейших российских «мейджеров» «Мистерия Звука». Некоторые критики небезосновательно называли «Время Мары» самым зрелым альбомом ВТ. Ряд бесспорных «боевиков» с этого диска: «Ночью хладом, лунным светом», «Песнь вольных ветров» и заглавная «Время Мары» стали обязательными номерами концертной программы группы. В качестве приглашенных музыкантов в записи альбома приняли участие Манни Шмидт (гитара, Grave Digger, ex-Rage), Ольга Дзусова (вокал), Олег Мишин (флейта, Catharsis), Лесьяр (вокал на песне «Подруга»).
Самая противоречивая металлическая группа за всю историю жанра. Писать о Burzum очень трудно, так как деятельность графа Гришнака (как музыкальная, так и немузыкальная) вызывает диаметрально противоположные оценки, но и не писать нельзя, ведь невозможно отрицать огромное влияние этого человека на развитие тяжелой музыки. Если бы не существовало Burzum, black metal и по сей день оставался бы в глубоком андерграунде, а о существовании целой плеяды норвежских монстров жанра знали бы лишь единицы. При написании этого материала я старался быть по возможности объективным и излагать исключительно факты, так что пусть читатели сами решают, как оценить их. Лидер и единственный постоянный участник Burzum граф Гришнак (настоящее имя Christian Vikernes) родился весной 1973 года в норвежском городке Берген. Он рос замкнутым и малообщительным, предпочитая книги шумным компаниям. Музыкой Кристиан увлекся в 14 лет, услышав диск Iron Maiden "Killers" и сразу же решил собрать собственную группу. Он назвал ее Uruk-hai, но музыкантов, кроме Викернеса, в ней никогда не было, так как в норвежском захолустье практически не было поклонников тяжелого рока. Тем не менее, Кристиан упорно осваивал все необходимые для рок-музыки инструменты и писал песни, некоторые из которых в переработаном виде были впоследствие записаны для Burzum. Например, трэк "Naar himmelen Klarner" с альбома "Det Som En Gang Var" был сочинен именно в то время. Все изменилось в 1989 году, когда друзья познакомили Кристиана с молодым человеком из Осло по имени Oystein Aarseth. Правда, сам он не любил, когда его так называют, и предпочитал псевдоним Euronymous (принц смерти в греческой мифологии). Евронимус играл на гитаре в культовой, хоть и практически никому не известной, группе Mayhem, а также имел собственный магазин грампластинок Helvete ("ад") и фирму грамзаписи Deathlike Silence Productions (DSP). Mayhem была в то время чуть ли не единственной норвежской командой, играющей блэк-метал. Они также увлекались сатанизмом и ненавидели христианство, которое, по их мнению, было навязано Норвегии огнем и мечом, и теми же огнем и мечом должно быть уничтожено. Для Кристиана, который с детства увлекался норвежской историей, преданиями викингов и культом бога Одина, такая позиция показалась родственной. Он стал часто приезжать в мазазин Евронимуса, а вскоре стал членом подпольной блэк-металлической группировки, которая называла себя The Inner Black Circle Of Norway ("Внутренний черный круг Норвегии"). Во главе этой организации стоял Евронимус, а ее членами являлись, помимо рядовых сатанистов, музыканты групп Emperor, Immortal и Dark Throne. Где-то в то же время Кристиану удалось, наконец, найти единомышленников и в Бергене. Вместе с двумя столь же мрачными личностями он основал группу Old Funeral. Кристиан не написал для этого проекта ни одной песни, но регулярно репетировал с ним и даже несколько раз выступал на концертах. Впрочем, живые выступления не пришлись ему по вкусу, и он ушел из группы, которая вскоре бесславно прекратила существование. Материал Old Funeral был издан на компакте лишь в конце 90-х годов. Он совсем не похож на блэк, это, скорее сместь трэша и дэта, представляющая интерес исключительно с исторической точки зрения. Несколько недель Кристиан проиграл в проекте Satanel (не путать с современным итальянским коллективом), который он основал вместе с музыкантом из группы Immortal по имени Abbath. Однако оба считали Satanel скорее приколом, чем серьезной группой, и вскоре занялись собственными проектами. В 1991 году Кристиан переехал в небольшой дом, оплачивающийся его матерью. Он проводил в нем большую часть времени, играя на гитаре и изучая разного рода литературу - труды по норвежской истории, мифологии и, конечно же, "Властелин колец" Толкиена. В этом фолианте, который является источником вдохновения для металлистов всего мира, Кристиан вычитал термин "burzum" - множественное число от слова burz ("тьма"). Свой новый проект он назвал именно так, а себе выбрал псевдоним Граф Гришнак (говорят, что он тоже взят из Толкиена, но подтверждений этому у меня нет). Друзей же он попросил называть себя Varg ("волк" по старо-норвежски). Через пару лет он официально поменял имя на Варг Викернес. Итак, Burzum приступил к активной деятельности. В течение 1991 года этот проект записал три инструментальных демо, которые не поступили в продажу, а распространялись Варгом собственноручно. Сейчас они доступны в формате mp3 на официальном сайте Бурзума, к тому же большая часть из их материала была переписана для дебютного одноименного альбома сего проекта, который вышел в 1992 году на фирме Евронимуса. "Burzum" стал одним из первых блэк-металлических дисков в Норвегии. С музыкальной точки зрения он задал стандарт для последующих релизов коллег Варга по сцене. Это был классический пример музыки, которую сейчас называют true and evil black metal - стена гитарного звука, бласт-битовые ударные и задвинутый на задний план бас, плюс бешеная скорость, кричащий вокал и жуткое качество записи. Впрочем, жуткое оно только по стандартам людей, предпочитающих более традиционные формы музыки, а Варг, вполне возможно, именно такого и добивался. Так или иначе, звук никогда не играл в блэке особого значения. Для этого жанра главное - холодная и мрачная атмосфера, а она у Варга была всегда. На первом альбоме Burzum предстают продолжателями дела Bathory - подобно легендарному Куортону Сету, Варг ввел в песни медленные фрагменты, но зашел в стремлении разнообразить свою музыку еще дальше, запихнув на диск трэк, полностью сыгранный на синтезаторе. Тем не менее, большинство любителей тяжелой музыки тогда даже не подозревало о существовании блэк-сцены в Норвегии, да и у себя дома блэк-металлисты находились в глубочайшем андерграунде. Неудивительно, что дебют Викернеса не снискал ему особенных лавров. Известность пришла к нему совсем с другой стороны. Весной 1991 года певец и бас-гитарист Mayhem по проз
... Читать дальше »